Суровое сравнение технических характеристик двух программ, с беспристрастным описанием их плюсов и минусов, оставим на другой раз. Сейчас — просто история.
Есть организация. По роду деятельности организация обменивается просто гигантскими объёмами электронной почты. За месяц количество переписки, как входящей, так и исходящей, может достигать гигабайта. То есть — гигабайт входящих писем и гигабайт исходящих. Для одного пользователя.
У всех сотрудников установлен почтовый клиент Thunderbird (он же Сандербёрд). Один из критериев такого выбора — простой и понятный способ хранения почтовых данных:
Адресная книга — в LDAP или отдельным файлом. Настройки программы — отдельным файлом. Настройки ящиков — тоже. Все файлы текстовые и редактируются простым блокнотом. Плюс, грамотное профилирование (в смысле — разделение профилей).
Письма хранятся в формате mailbox. То есть — внутри большого текстового файла, в исходном текстовом виде, цепочкой, одно за другим. И если вдруг винт протрётся где-то посередине этого файла (появятся битые блоки), почту можно будет восстановить легко и полностью — за исключением информации, оказавшейся непосредственно на дырке.
Структура mailbox-файлов на жёстком диске полностью повторяет структуру каталогов с письмами изнутри программы. Очень удобно.
Словом, отдел ИТ покорила та простота и непринуждённость, с которой почта, жизненно важная для работы организации, перемещается с места на место и восстанавливается после сбоев. Про остальные плюшки молчу, это отдельная песня.
Но.
Одна из "ключевых" сотрудниц, правдами и неправдами выторговала себе MS Outlook (он же Аутлук, и попрошу не путать с Аутлук Експрессом). Чем не понравился Сандербёрд? Дословно — "тем, что это не Аутлук". Никаких внятных объяснений и агрументов не было.
Вобщем, отдел ИТ снял с себя всю ответственность за неизбежные фатальные последствия, и Аутлук ей был поставлен.
Обращения в техподдержку начались незамедлительно. Вот лишь несколько ключевых примеров:
"Не принимаются / не отправляются письма"
Аутлук отправляет (и принимает, кстати) письма через очередь. Если Аутлук по какой-то причине не может принять письмо с сервера, то следующее письмо в очереди не будет принято никогда (дежавю (/?p=2295)). И если вдруг письмо оказалось битым — ну, или, по крайней мере, если Аутлук его так воспринимает — то для восстановления нормальной работы надо 1) зайти на сервер; 2) найти интуитивным способом "зависшее" письмо; 3) удалить его.
Как показала практика, все эти операции можно сделать локально, не насилуя почтовый сервер. С помощью Сандербёрда, для которого "битых писем" не бывает.
"Изредка входящие письма падают в папку «Отправленные»"
Аутлук хранит все настройки в реестре, а адресную книгу и все письма — вперемешку, в одном-единственном файле "outlook.pst" ("%userprofile%\Local settings\Application data\Microsoft\Outlook" в ХР). Это рабочий файл, он адски анально огорожен, и только пьяному ежу известно, как оно там устроено внутри. Кстати, на случай повреждения этого файла (см. "битый блок") есть утилита от микрософта для его восстановления, которая не поставляется вместе с Аутлуком и не умеет восстанавливать повреждённый файл. Про почту можно забыть.
Глюк проявился не сразу, а в момент, когда рабочий файл стал достаточно внушительного размера. И хер его знает почему он возник, ведь разобраться не представляется возможным (см. "анальный огород").
Посоветовали периодически проверять "Отправленные", на предмет входящих писем.
"Тормозит компьютер"
Постоянно растущий рабочий файл — растёт не последовательно, а фрагментами. Вместо того, чтобы дописывать новые данные физически в конец файла, система пихает их куда попало, по всему диску. Это тянет за собой фрагментацию и всех остальных файлов: у них просто нет шансов записаться на раздел одним куском. Опять же, журнал NTFS, который "$UsnJrnl", тоже оказывается размазан, что производительности ну никак не добавляет.
И если другие программы в таких условиях более-менее справляются, то почтовый клиент от микрософта, работающий с огромным, неконтролируемым файлом дикого формата от микрософта, на операционной системе от микрософта — вешает всю систему наглухо.
Очистили и пересоздали журнал. Сделали дефрагментацию.
"Куда девается свободное место?"
Аутлук умеет создавать архивы. По идее, они нужны для того, чтобы уменьшить размер рабочего файла и тем самым немного разгрузить систему.
Когда Аутлук архивирует 10 гигабайт входящей и отправленной почты, архивный файл "archive.pst" увеличивается на те же 10 гигабайт (что логично), но рабочий файл "outlook.pst" при этом уменьшается только на 2 гигабайта (что ни в какие рамки). И Аутлуку абсолютно насрать на любые возможные чистки/удаления/сжатия и переиндексирования: не помогает ничего, бороться невозможно. Когда спохватились — файлы Аутлука уже начали налезать на резерв MFT.
Перенесли почту с системного раздела на дополнительный, повышенного размера.
"Тормозит компьютер". Дубль 2.
Так как рабочий файл изменяется ниппельным образом — то бишь, увеличивается со временем, но не уменьшается при архивировании — настал момент, когда Аутлук стал захлёбываться от его размера.
Идея переименовать рабочий файл (например, в "outlook1.pst") в расчёте, что Аутлук при запуске создаст новый, пустой и чистый (а старый мы подключим позже) оказалась верхом наивности. Аутлук сообщил, что файла нет, после чего открыл диалоговое окно для выбора .pst-файла. При указании несуществующего имени — немедленно сообщил, что файла нет. И вырубился.
Помогло создание рабочего файла спецтулзой от микрософта, из "Панели управления".
Итого: Два архивных файла, в одном 20, в другом 15 гигабайт и новый рабочий файл. Пока не тормозит. Уже целую неделю.
А с очередью отправки/получения и размещением входящих в «Отправленные» — всё в порядке: и зависает, и размещает. И файлы фрагментирует не торопясь.
Так вот. К чему это я. На днях обратилась другая сотрудница, с просьбой посмотреть компьютер, а то у неё "начала немножко тормозить почта". Напоминаю: у всех остальных, в том числе и у этой "другой сотрудницы", стоит Сандербёрд.
Зашли на компьютер. Стали смотреть.
В структуре каталогов Сандербёрда — 54 почтовых файла, включая стандартные, архивные и созданные пользователем. Общий объём почты — 66 гигабайт. 8 предельных архивных файлов, по 4 гигабайта в каждом. Каждый из таких файлов разбит системой Windows и файловой системой NTFS примерно на 8-10 тысяч (!) фрагментов. Серьёзно фрагментирована MFT.
И Сандербёрд при всём при этом "начал чуть-чуть подтормаживать".
— Доктор, помогите. Мы когда с женой сексом занимаемся, у неё в правом боку колет.
Доктор осмотрел жену:
— Знаете, с вашей женой всё в порядке. Давайте теперь осмотрим вас. Раздевайтесь.
Мужик снимает штаны, а там болт до колена и толщиной с кулак.
Доктор:
— Первый раз такое вижу. Да вам с таким хером надо коней ебать!
— Не, доктор. Кони дохнут. А у жены только в правом боку колет.
Да, совсем забыл. На компах обеих сотрудниц — Windows XP. Компьютер с Аутлуком примерно раза в полтора мощнее другого, который с Сандербёрдом. При одинаковой нагрузке и одинаковом наборе дополнительных программ.
Покупайте продукты компании Микрософт!