Это — полная копия чужой заметки.
Оригинал здесь: http://bezb74.livejournal.com/28675.html


Чем вредит вечная лампочка производителям колготок?

Сколько нужно еще лезвий лучшей бритве и почему ломаются машины

Месяца три назад умер мой сотовый телефон, прослужив всего примерно 1,5 года. Умер скоропостижно и напрочь - очередным утром не прозвенел будильник и телефон был обнаружен уже в состоянии глубокой комы. Черный экран, ноль реакции на кнопки, в общем, приехали. Краткий осмотр в сервисном центре выявил что сгорела основная плата и стоимость ремонта будет сопоставима со стоимостью аналогичного нового телефона. Забил, купил новый.

Буквально вчера разговаривал с сестрой - у нее тоже сдох на днях телефон аналогичной модели. Отработал он 1 год и два месяца. Я особо и не расстраивался - телефоном я пользуюсь активно, по 2-3 часа в день на связи, при этом отношусь как к расходному материалу - бил, ронял по 10 раз на день на асфальт, чехлы и всякие сумочки я вообще ненавижу - таскал либо в кармане джинсов или пиджака.

Но это я. Сестра же сдувает с электроники пылинки - носила в чехле, пользовалась по 20-30 мин в день, не допускала ни единого повреждения. А результат тот же - с разницей в несколько месяцев телефону пришел кирдык.

Как тут не поверить в мировой заговор производителей - планируемое старение вещей.

Что такое планируемое старение?

На обывательском уровне мы же часто говорим о том, что ну как же? В космос летаем, а вот особо прочные колготки, которые бы не рвались, сделать не можем. Или автомобили, или бытовую технику. Почему же почти все вещи ломаются и выходят из строя не раньше не позже, а после окончания гарантийного срока?

Вещи с огромным сроком службы, работающие по 10-15 лет - это самый страшный ночной кошмар для современной экономики, которая основана на постоянном увеличении спроса. Можете себе представить, например, производителя стиральных машин, который продает, скажем, 100 000 единиц, а потом уходит на 10 лет в отпуск, потому что больше пока нет спроса.

В основе планируемого старения, принципиальный подход к проектированию и производству новых товаров, предусматривающий их износ и выход из строя вскоре после окончания гарантийного срока. То есть фактически, пока в одном отделе компании идет работа над новым товаром, специалисты в другом проводят тесты и подгоняют технологию, чтобы образец не был слишком долговечным и жил ровно столько, чтобы, с одной стороны, не подмочить репутацию компании, с другой - обеспечить новые заказы в дальнейшем.

Есть категории товаров, где использование планируемого старения менее актуально - например, компьютеры - там идет речь о техническом устаревании, никто не хочет пользоваться старым медленным компом. А вот другие устройства - например, принтеры - только вперед. Даже если через несколько лет ваш принтер не загнется, то в сервисном центре вам наверняка сообщат, что запчасти для этой модели уже давно не выпускаются и предложат купить новый.

В отдельных случаях есть и отложенное старение. Яркий пример - бритвы Gillette - каждые полтора-два года, компания добавляет по лезвию - неужели это столь революционный прогресс и почему тогда нельзя сделать бритву с 5 лезвиями еще лет 10 назад?

Как это работает?

Помните истории про то как в ХХ веке многие вещи передавались по наследству от родителей детям? Будь то ботинки, часы или автомобиль? Сейчас мы это воспринимаем как признак крайней нищеты, хотя на самом деле мы просто проецируем сегодняшний уровень качества вещей на то время.Ну разве можно представить, что вы оставите своему сыну свою Тойоту Камри через 15-20 лет, что там от нее останется?

Если говорить о машинах, то еще в 70-80 годы многие иномарки легко наматывали по 1 млн км, а сейчас негласным стандартом индустрии стал ресурс двигателя в 150-200 000 км.

На уровне слухов существует масса предположений, что многие сенсационные открытия в ряде отраслей уже давно сделаны - будь то нервущиеся колготки или вечные лампочки (о ней позже). Но уже на начальном этапе корпорации-производители выкупают подобные исследования и... убирают в стол. Открытия нужны бизнесу, когда они позволяют извлечь больше прибыли, а не убить рынок.

Сомневаетесь?

Есть пример современных и не очень самолетов, которые способны летать по 20 часов в сутки в течение 20 лет, до выработки ресурса и при должном обслуживании не ломаться. Так где же столь надежные технологии в других отраслях промышленности?

Что делать?

Во-первых, нужно понимать, что низкая цена многих товаров основывается именно на ограниченном ресурсе - невысокая цена с одной стороны, обусловлена низким качеством материалов, а с другой, вы как будто получаете скидку, ведь производитель знает, что вы вернетесь за аналогичным товаром через год.

Во-вторых, не верьте своим глазам и заверениям продавцов - доверяйте только сроку гарантии - если два аналогичных товаров реально отличаются качеством, то производитель более надежного наверняка даст больший срок. Большая гарантия = надежность - не будет же производитель наносить себе прямые убытки.

Вечная лампочка

Одна из самых ламп накаливания была установлена еще в 1911 году в США в городе Ливермор и с тех пор работает уже более 100 лет. Ее мощность всего 4 вт, она висит в гараже пожарной части. Наверное, это единственная лампочка, имеющая свой сайт в интернете. Посмотреть на лампочку можно через вебкамеру. Веселым обстоятельством является то, что с тех пор как несколько лет назад была поставлена вебкамера, уже дважды она выходила из строя и ее приходилось менять. А лампочка все продолжает гореть...


Раньше вещи создавали мастерá, а не дельцы.



imen
2012.03.23 09:12:49
#cid19431

Ответить

Очевидное следствие неустранимой тенденции капитализма (кризисы перепроизводства).
Порождение Капитала (и полное пренебрежение интересами конечного потребителя, отдел маркетинга проведёт разъяснительную работу).

Не говори, что ты не знал программного документа: http://zagrei.livejournal.com/45789.html

imen
2012.03.23 09:33:55
#cid19432

Ответить

Как тут не поверить в мировой заговор производителей - планируемое старение вещей.

Не так.

Просто к концу XX века развитие технологий (воспроизводимость позволившая отказаться от излинего запаса прочности) позволило без существенного ущерба (убытков) перейти к данному этапу.

После чего на повестку дня встал вопрос вывода из оборота ранее произведённого (слишком качественного) товара (конкуренция со всем ранее выпущенным тяжела, одни убытки).

И здесь маркетинговый ход Canon гениален (предлагаю насладиться процессом поиска просто хороших объективов в линейке Canon EF, а как яростно защищают свой обусловленный маркетоидами выбор хомячки...).

ЗЫ: А насколько прекрасные кризисы перепроизводства происходили в эксклюзивно-цивилизованной доиндустриальной Эуропе до эпохи Великих Географических открытий...

CyberJesus
2012.03.23 11:36:12
#cid19437

Ответить

Ничего необычного в лампочке не вижу. Физика школьного курса. На видео видно что она скорее горит в "полнакала" нежели светит. Это раз. Два. Если лампочку горящую в "полнакала" не дёргать периодическими вкл/выкл, то она тоже лет 100 будет гореть. Можете сами попробовать подключить лампочку к источнику постоянного тока и отрегулировать напряжение так, чтобы она тлела и не выключать. Ничего необычного тут не вижу. Зачастую все современные лампы накаливания горят по причине того, что их спираль перегревается и не расчитана производителем на 220В. Тут я согласен про рыночную экономику - да не выгодно. Но поправимо. В подъездах лампы светят через обычный диод по несколько лет если их не дёргать периодически. Это ещё в совке через диод включали. Светит в "полсили" т.к. полволны переменного напряжения срезается диодом и фактически оно падает в двое.

karbofos
2012.03.23 14:00:42
#cid19452

Ответить

в телевизорах применяется чип 24c... серии, там в том числе записывается количество отработанных часов.
у знакомого поломался ящик sony через неделю после окончания гарантийного срока. 400 € отвалил за "ремонт". перегорел предохранитель в DC цепи. соньки вообще частенько засвечиваются на этом поприще.

про бритвы задавался вопросом: почему лезвия не покрывают вольфрамом? ответ очевиден.

imen
2012.03.23 14:05:24
#cid19453

Ответить

Куда забавнее процесс навязвания VoIP (взамен отработанной и куда более вменяемой технологии TDM).
Все помнят регулярные праздники типа "новый год"? :)

2012.03.23 16:18:23
#cid19465

Ответить

#cid19431, imen

Не говори, что ты не знал программного документа: http://zagrei.livejournal.com/45789.html

Отлично! )
Добавил к списку ссылок.

2012.03.23 19:03:23
#cid19478

Ответить

#cid19437, CyberJesus

Ничего необычного в лампочке не вижу. Физика школьного курса. На видео видно что она скорее горит в "полнакала" нежели светит. Это раз. Два. Если лампочку горящую в "полнакала" не дёргать периодическими вкл/выкл, то она тоже лет 100 будет гореть. Можете сами попробовать подключить лампочку к источнику постоянного тока и отрегулировать напряжение так, чтобы она тлела и не выключать. Ничего необычного тут не вижу.

Принцип работы лампочки отлично описан в википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лампа_накаливания

Зачастую все современные лампы накаливания горят по причине того, что их спираль перегревается и не расчитана производителем на 220В. Тут я согласен про рыночную экономику - да не выгодно. Но поправимо.

Рабочее тело обычной лампочки — длинная, тонкая вольфрамовая нить. Благодаря большому сопротивлению, под напряжением она нагревается и начинает светиться. Из-за высокой температуры вольфрам испаряется, что приводит к утоньшению нити. А утоньшение нити на каком-то конкретном участке (по сравнению с соседними) приводит к лавинообразному эффекту: увеличивается сопротивление этого участка => увеличивается его температура => ускоряется испарение вольфрама => нить утончается => увеличивается сопротивление этого участка.

Цитата из википедии:
«Так как при включении нить накала находится при комнатной температуре, её сопротивление на порядок меньше рабочего сопротивления. Поэтому при включении протекает очень большой ток (в десять — четырнадцать раз больше рабочего тока).»
Поэтому, если в нити есть достаточно тонкий участок — он расплавится при включении.

Для компактности и равномерного прогрева вольфрамовая нить несколько раз свёрнута в спираль, а спираль — это уже катушка индуктивности. В рабочем режиме индуктивный ток практически не играет никакой роли, но при включении (или выключении) лампочки напряжение подаётся (или исчезает) резко и сразу, а это совсем другой случай.
Поэтому лампочки перегорают иногда и при выключении.

Если лампочка на 220В не перегорела при первом включении — это автоматически означает, что она рассчитана на 220В.

Производитель может "запланировать" смерть лампочки после определённого (примерного) количества включений-выключений. Просто играясь с характеристиками нити и спирали.

В подъездах лампы светят через обычный диод по несколько лет если их не дёргать периодически.

Подключение через диод увеличивает срок службы лампочки примерно в два раза (в два раза меньше пиковых напряжений за тот же период времени), но это приводит к заметному "мельканию", к эффекту стробоскопа. А по нескольку лет они светят благодаря редким циклам включения-выключения.

Это ещё в совке через диод включали.

Слово «совок» по отношению к СССР употребляют только либеральные пидарасы.
Не уподобляйся, следи за словами.

Светит в "полсили" т.к. полволны переменного напряжения срезается диодом и фактически оно падает в двое.

Нет. Половину времени напряжение не подаётся вообще, его блокирует диод. Нить не успевает нагреться для яркости.

CyberJesus
2012.03.23 23:12:54
#cid19492

Ответить

Нет. Половину времени напряжение не подаётся вообще, его блокирует диод. Нить не успевает нагреться для яркости.
Однополупериодный выпрямитель. Амплитуда напряжения 220В. Срезаем пол волны, в пульсациях получаем в половину меньшее напряжение. С учётом потерь на диоде - и того меньше. Формула расчёта проста: Uвых=0,45хUвх. Итого: 220Вх0.45=99В. Учите матчасть.
Слово «совок» по отношению к СССР употребляют только либеральные пидарасы.
Не уподобляйся, следи за словами.
Слово "СОВОК" происходит от двух слов СОВетская ОКкупация. Кто там что употребляет - никогда не интересовался и нет желания. Польщён вашими глубокими знаниями в области употребления слов всякими пидарасами. Но давайте писями мериться не будем, мы всё же взрослые люди. А на счёт срока службы лампы - так давайте лучше проведём эксперимент. Вопрос в другом: как бесперебойность питания обеспечить?

Владимир
2012.03.24 00:25:37
#cid19502

Ответить

#cid19492, CyberJesus

Админ прав в том, что лампочки перегорают в основном при включении и выключении. Так что среднее напряжение сети тут не при чём. Скорее играют роль т.н. броски напряжения и тока.

Однополупериодный выпрямитель. Амплитуда напряжения 220В. Срезаем пол волны, в пульсациях получаем в половину
меньшее напряжение. С учётом потерь на диоде - и того меньше. Формула расчёта проста: Uвых=0,45хUвх.
Итого: 220Вх0.45=99В. Учите матчасть.

Ошибаешься. В пульсациях-то мы получаем как раз 220В, а твоё Uвых=0,45хUвх относится к среднему значению выходного напряжения, выраженному через действующее напряжение на входе. Учите матчасть. :-)

Владимир
2012.03.24 00:39:39
#cid19505

Ответить

#cid19478,

Слово «совок» по отношению к СССР употребляют только либеральные пидарасы.

А разве речь шла не о Савёловском вокзале? 8-0

CyberJesus
2012.03.24 01:08:41
#cid19507

Ответить

Как и предполагалось - никаких конструктивных предложений. Ставим эксперимент или нет?

Владимир
2012.03.24 01:25:57
#cid19508

Ответить

#cid19507, CyberJesus

Ставим эксперимент или нет?

Ну поставь. Потом расскажешь. :-)

2012.03.24 02:12:15
#cid19515

Ответить

#cid19492, CyberJesus

Однополупериодный выпрямитель. Амплитуда напряжения 220В.

Доброе утро. 220В — это эффективное напряжение. Амплитуда напряжения в электрической сети — 311В.

Срезаем пол волны, в пульсациях получаем в половину меньшее напряжение. С учётом потерь на диоде - и того меньше. Формула расчёта проста: Uвых=0,45хUвх. Итого: 220Вх0.45=99В. Учите матчасть.

Диод — это "нипель" в электрической цепи с переменным напряжением.

U(t) без диода:

U(t) с диодом:

Слово «совок» по отношению к СССР употребляют только либеральные пидарасы.
Не уподобляйся, следи за словами.

Слово "СОВОК" происходит от двух слов СОВетская ОКкупация.

«Был нормальный работящий народ, который запускал ракеты в космос. И строил дома в которых мы живём.
И были совки, которые сидели на обоссаных кухнях, читали окуджаву и ныли, что за их нахрен не нужную работу не дают квартиру и платят 130 ре. Именно они и придумали слово "совок"

© не моё

Тебя оккупировала собственная страна? Может, ещё и биологические родители насильно усыновили?

Кто там что употребляет - никогда не интересовался и нет желания. Польщён вашими глубокими знаниями в области употребления слов всякими пидарасами.

Дык — это всегда полезно, знать с кем общаешься.

А на счёт срока службы лампы - так давайте лучше проведём эксперимент. Вопрос в другом: как бесперебойность питания обеспечить?

Типа воткнём лампочку в бесперебойник и через 100 лет посмотрим?

Владимир
2012.03.24 02:43:24
#cid19517

Ответить

#cid19502, Владимир

В пульсациях-то мы получаем как раз 220В

Ай-яй-яй, позор на мою голову! :-) Конечно 220В -- это действующее напряжение, а не амплитудное! Дико извиняюсь! :-)
Конечно же в пике оно в корень из 2-х раз больше!

2012.03.24 03:16:36
#cid19522

Ответить

#cid19517, Владимир

Ай-яй-яй, позор на мою голову! :-) Конечно 220В -- это действующее напряжение, а не амплитудное! Дико извиняюсь! :-)
Конечно же в пике оно в корень из 2-х раз больше!

Оба учите матчасть, ёпта!

Владимир
2012.03.24 03:49:18
#cid19526

Ответить

#cid19522,

Оба учите матчасть, ёпта!

:-)))

CyberJesus
2012.03.24 13:20:41
#cid19554

Ответить

Доброго дня всем. Непонятна агрессия друг к другу мне. Внимательно подумав приходим к выводу: в сети 220В действующего напряжения. Т.е. по факту - эффективное. Площадь кривой у синусоиды такая. Превращаем полуволну в прямоугольник аналогичной площади и длительностью между двумя переходами через ноль и она будет в "высоту" 220 вольт. Амплитуда на пике больше т.к. умножаем на 1,41 (корень из 2). Через диод половина времени будет 220, половина 0. Если среднее взять то 110 получается. Если амплитуду пика то она так и останется около 315 вольт. Теперь что касается недолговечности ламп накаливания: согласен со сказанным выше, что играясь с толщиной спирали и газовым составом колбы (подмешай чуть кислорода туда и уже весело будет) а также и с давлением этого самого газового состава (чем меньше данное - тем больше вероятность испарения спирали) можно достаточно точно контролировать срок службы лампы. Потому ухищрение с диодом гиблое дело - пульсации. А спираль, как мы уже все вместе разобрались, не любит пульсаций. 50Гц - стробоскоп значительный. Из-за инертности рабочего тела накала эффект свечения в пол силы. На самом деле эта самая спираль пребывает в режиме не самом оптимальном. Всё равно температура её плавает пусть и не в значительных пределах.

2012.03.25 18:44:13
#cid19668

Ответить

#cid19554, CyberJesus

Непонятна агрессия друг к другу мне.

Ну вот смотри. Я с тобой лично не знаком, и о тебе могу судить только по твоим комментариям. То есть — по стилю изложения, мыслям и словам, которые ты употребляешь.

Слова "совок", "рашка", "эрефия" и подобные обычно с головой выдают долбоёба, не уважающего ни своё прошлое, ни прошлое своих родителей, ни свою Родину. И привыкшего срать у себя дома исключительно в центре кухни или спальни. Общаться с подобным персонажем, пусть и о лампочках накаливания, мне было бы крайне омерзительно.

Однако, стараниями узкой категории граждан, рунет буквально пропитан этими словами. Поэтому иногда их употребляют не сознательно, а по малолетству, т.е. по глупости и незнанию. Что можно простить. Один раз.

Я вежливо тебе намекнул, что этот "один раз" уже состоялся.
Объяснять мне значение пидарского термина — не надо.

Внимательно подумав приходим к выводу: в сети 220В действующего напряжения.
[...]

Я так и написал, нет?

Александр
2016.11.15 14:53:41
#cid91708

Ответить

#cid19478,

#cid19437, CyberJesus

Принцип работы лампочки отлично описан в википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лампа_накаливания

Рабочее тело обычной лампочки — длинная, тонкая вольфрамовая нить. Благодаря большому сопротивлению, под напряжением она нагревается и начинает светиться. Из-за высокой температуры вольфрам испаряется, что приводит к утоньшению нити. А утоньшение нити на каком-то конкретном участке (по сравнению с соседними) приводит к лавинообразному эффекту: увеличивается сопротивление этого участка => увеличивается его температура => ускоряется испарение вольфрама => нить утончается => увеличивается сопротивление этого участка.

Цитата из википедии:
«Так как при включении нить накала находится при комнатной температуре, её сопротивление на порядок меньше рабочего сопротивления. Поэтому при включении протекает очень большой ток (в десять — четырнадцать раз больше рабочего тока).»
Поэтому, если в нити есть достаточно тонкий участок — он расплавится при включении.

Для компактности и равномерного прогрева вольфрамовая нить несколько раз свёрнута в спираль, а спираль — это уже катушка индуктивности. В рабочем режиме индуктивный ток практически не играет никакой роли, но при включении (или выключении) лампочки напряжение подаётся (или исчезает) резко и сразу, а это совсем другой случай.
Поэтому лампочки перегорают иногда и при выключении.

Если лампочка на 220В не перегорела при первом включении — это автоматически означает, что она рассчитана на 220В.

Производитель может "запланировать" смерть лампочки после определённого (примерного) количества включений-выключений. Просто играясь с характеристиками нити и спирали.

Подключение через диод увеличивает срок службы лампочки примерно в два раза (в два раза меньше пиковых напряжений за тот же период времени), но это приводит к заметному "мельканию", к эффекту стробоскопа. А по нескольку лет они светят благодаря редким циклам включения-выключения.

Слово «совок» по отношению к СССР употребляют только либеральные пидарасы.
Не уподобляйся, следи за словами.

Нет. Половину времени напряжение не подаётся вообще, его блокирует диод. Нить не успевает нагреться для яркости.

Хуйню сказал.
При уменьшении диаметра нити, сопротивление этого участка наоборот, падает.
Напряжение постоянное = 220В, сопротивление падает, значит сила тока на этом участке растёт. (U=I*R)
Тепловая мощность = U*I, U = const, I увеличивается, значит и выделение тепла увеличивается.
Сопротивление же этого участка наоборот, уменьшается.

2016.11.16 11:25:13
#cid91709

Ответить

#cid91708, Александр

Хуйню сказал.

Угу.

При уменьшении диаметра нити, сопротивление этого участка наоборот, падает.

А при уменьшении диаметра трубы вода в ней течёт свободнее.