Здесь — только отдельные цитаты. Полное выступление можно прочитать по ссылке ниже.


Свободный от слова "свобода"


Записала и перевела Светлана Чистякова



Чтобы управлять программами, пользователям нужны четыре свободы. Для порядка я их пронумерую. Свобода номер ноль - это свобода запускать программу так, как вам этого хочется. Свобода номер один - это свобода изучать исходный код программы и изменять его так, чтобы программа работала в соответствии с вашими пожеланиями. Свобода номер два - это свобода помогать остальным, свобода распространять точные копии программы среди других пользователей. Свобода номер три - это свобода вносить вклад в сообщество. Это свобода распространять модифицированные копии программ, если вам этого хочется. Если у пользователя программы есть все четыре свободы, программу можно отнести к свободному программному обеспечению.


Если вы стоите перед выбором - написать проприетарную программу или не сделать вообще ничего, как поступить? Выбирайте второй вариант. В этом случае вы не причините обществу вреда.


Представьте, что хороший друг попросил у вас копию программы. Вам придется выбирать из двух зол. Первая из зол - дать копию и нарушить лицензию. Вторая из зол - отказать другу и соблюсти лицензию. Если вы оказались в такой ситуации, выбирайте наименьшее зло. Позвольте другу скопировать программу.

Почему это зло наименьшее? Потому что тем самым вы нанесете вред тому, кто его заслуживает. Предположим, что ваш друг - достойный член общества и заслуживает вашей помощи. Разработчик проприетарной программы, напротив, покушается на солидарность вашего общества - а это очень плохо.

Однако совершить наименьшее зло - не значит совершить добро. Плохо заключить договор, а затем нарушить его. И еще - что получит ваш друг в результате? Неавторизованную копию проприетарной программы. Это отвратительно! Это почти так же отвратительно, как авторизованная копия такой же программы!


Советую вам не использовать пропагандистские термины, которыми проприетарные разработчики награждают участников обмена программами. Например, "пираты". Когда кто-то называет людей пиратами, что он имеет в виду на самом деле? Он подразумевает, что делиться программами так же плохо, как нападать на корабли! А это совершенно не так! Нападать на корабли - это очень, очень плохо, а меняться программами - хорошо! Когда меня спрашивают, что я думаю о пиратстве, я отвечаю, что нападать на корабли плохо. Когда меня спрашивают, что я думаю о музыкальном пиратстве, я отвечаю: "Судя по тому, что я читал в книгах, нападая на корабли, пираты пускают в ход ружья, а не музыкальные инструменты. Поэтому никакого музыкального пиратства не существует".


У многих несвободных программ есть вредоносные функции. Такие программы шпионят за пользователем, ограничивают его тем или иным способом или имеют "бэкдоры". Это встречается на каждом шагу.

Об одной из таких программ вы, конечно, слышали - это Microsoft Windows. В ней есть ограничения, которые мешают пользователям выполнять те или иные операции с данными на компьютере. Они называются DRM-ограничениями, я их еще называю "цифровыми наручниками". Поэтому Windows - это вредоносное ПО. Да, термин "вредоносное ПО" обычно применяют по отношению к вирусам, но Windows так называть тоже можно. В ней есть "бэкдоры" - с их помощью Microsoft вносит изменения в ПО насильно, не спрашивая согласия пользователя. Получается, что раз сегодня в Windows нет тех или иных вредоносных черт, они вполне могут появиться там завтра.


Как защититься от вредоносного ПО? Единственный способ - использовать свободные программы, иметь возможность управлять ими и получать то, что хочешь получить. Вам не нужны вредоносные функции? Выбросите их. Я не утверждаю, что все проприетарное ПО - вредоносное. Я сам не знаю. Я только знаю, что все проприетарное ПО написали люди, а люди делают ошибки. В каждой такой программе есть баги. Пользователи без свобод одинаково беспомощны как перед случайными ошибками, так и перед вредоносными функциями, которые добавили в программу намеренно. Вы - пленник программы.

Мы, разработчики свободного ПО, тоже люди. Мы тоже делаем ошибки. В наших программах тоже есть баги. Это неизбежно. Но если вы встретили в нашей программе ошибку или вам просто что-то не понравилось в коде, вы вправе все исправить или поменять. Вы не пленник. Мы не можем быть совершенны, но мы можем уважать вашу свободу.


Каждый человек может запускать программу и копировать ее, уметь программировать для этого не требуется. Программисты же могут изучать и изменять исходный код и распространять модифицированные копии. Каждый пользователь может принять посильное участие. Напротив, проприетарные программы создаются в условиях диктатуры, где царь и бог - разработчик. Поэтому они служат инструментом для подчинения пользователей, для их эксплуатации. Обществу нужно сделать выбор.


Если вы просите кого-то что-то сделать за вас, вы не можете проконтролировать, как это будет сделано. Это называется SaaS (Software as a Service, "ПО как услуга" - примечание "Ленты.ру"). Вместо того чтобы решить задачу собственными силами на собственном компьютере с помощью свободной программы, вы отсылаете данные на чужой сервер, а затем получаете результат. Заметьте, ваши данные получает кто-то чужой. Как он ими распорядится? Можно ли ему доверять? Американским компаниям, например, доверять нельзя, потому что закон требует от них предоставлять данные ФБР по первому запросу. Не нужно даже распоряжение суда. Возможно, есть компании, которым верить можно, но я таких не знаю. Единственный способ не потерять контроль над компьютером - не пользоваться SaaS. Пользуйтесь собственным компьютером и копией свободной программы.

Во всех школах должны обучать учеников использовать только свободное ПО, поскольку социальная задача школы - воспитать добросовестных граждан сильного, независимого и свободного общества. Итак, школы должны учить тому, как использовать свободные программы. Учить несвободному ПО - значит учить зависимости, зависимости от определенной компании. Почему разработчики несвободных программ часто отправляют в школы бесплатные копии? Потому, что хотят, чтобы школьники стали зависимыми от них. Люди останутся зависимыми и после окончания школы. Пойдут работать в компании, которые тоже станут зависимыми. Это все равно что прислать в школу шприцы с сильным наркотиком - первая доза бесплатно. Школы должны отказываться. Кроме того, каждая программа несет в себе знание. Если программа проприетарная, доступ к знанию закрыт. Это противоречит духу образования.

Если хотите получить больше информации о свободном ПО, посетите сайты gnu.org и fsf.org. Последний - сайт Фонда свободного программного обеспечения. Там же можно в него вступить.


imen
2012.02.09 09:31:35
#cid15050

Ответить

Советую вам не использовать пропагандистские термины, которыми проприетарные разработчики награждают участников обмена программами. Например, "пираты". Когда кто-то называет людей пиратами, что он имеет в виду на самом деле? Он подразумевает, что делиться программами так же плохо, как нападать на корабли! А это совершенно не так! Нападать на корабли - это очень, очень плохо, а меняться программами - хорошо!

Тов. RMS недостаточно уважает историю (в данном случае идёт речь об инверсии семантики популярных терминов, произведённой Отцом Основателем (П.-Ж. Прудон)), что есть совсем нехорошо.
Также я бы рекомендовал ему почитать хотя бы Князя (П.А. Кропоткина), в том числе и потому что проблемы оно не составит (многие произведения написаны по-аглицки).

2012.02.09 16:51:30
#cid15078

Ответить

#cid15050, imen

Поделись сутью, вкратце.
Я тоже не в курсе. А искать самостоятельно в чём противоречие — времени нет.

imen
2012.02.10 10:47:39
#cid15168

Ответить

В обоих случаях имеем негативно трактуемый термин, с достаточно большой инерцией (потому бороться с его употреблением --- дело малоперспективное).

Однако RMS пытается бороться с ветряными мельницами («Советую вам не использовать пропагандистские термины, которыми проприетарные разработчики награждают участников обмена программами. Например, "пираты"...»).

В то время как П.-Ж. Прудон (в отличие от старших единомышленников) открещиваться от звания "анархиста" не стал, а продемонстрировал неизбежность и обусловленность негативной составляющей и добавил позитивную (категорически рекомендую программный памфлет "Что такое «собственность»", также стоит обратить внимание на общий обзор Александра Шубина "Социализм. «Золотой век» теории").