Данная статья - вольный перевод оригинала, Operating System Interface Design Between 1981-2009. Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет. Ссылки и благодарности не переведены, они не составляют суть статьи.
Считаю, что статья написана достаточно предвзято. Мнение автора читается между строк:
Windows: с каждой новой версией - Прорыв.
Mac: каждая новая версия опережает своё время.
KDE, Gnome: жалкие попытки догнать конкурентов.
Изначально снимки экранов были внедрены с сайта-первоисточника. После его плясок с изменением путей было решено перенести скриншоты локально. Заодно оптимизировал их размеры, для веба.
Некоторые скриншоты не соответствуют описанию (в плане номеров версий), но так в первоисточнике.
Мои комментарии будут выделены вот таким вот образом, их будет немного.
1981-1985
Xerox 8010 Star
Apple Lisa Office System 1
VisiCorp Visi On
Mac OS System 1.0
Amiga Workbench 1.0
Windows 1.0x
GEM
1991 – 1995
Amiga Workbench 2.04
Mac OS System 7
Windows 3.1
OS/2 2.0
Windows 95
1996 – 2000
OS/2 Warp 4
Mac OS System 8
Windows 98
KDE 1.0
BeOs 4.5
GNOME 1.0
2001 – 2005
2007 – 2009
Графический интерфейс (Graphical User Interface, GUI) позволяет пользователю взаимодействовать через операционную систему с компьютерным «железом» наиболее дружественным путём.
С годами был разработан ряд интерфейсов для различных операционных систем (ОС), таких как OS/2, Macintosh, Windowsamiga, Linux, Symbian OS, и т.д.
Мы рассмотрим эволюцию внешнего вида интерфейсов основных операционных систем с 80-х годов.
Обращаю внимание, что эта статья показывает существенные продвижения только во внешнем виде ОС (а не самих ОС) и в ней рассматриваются далеко не все интерфейсы и операционные системы, существующие на данный момент.
Первый графический интерфейс был разработан в Xerox Palo Alto Research Center (PARC) в 70-х годах. Это событие открыло целую эпоху инноваций в компьютерной графике.
Первым компьютером, который использовал новый пользоветельский интерфейс, был Xerox Alto, разработанный в 1973 году. Он не был коммерческим продуктом и предназначался, в основном, для университетских исследований.
Источник: toastytech.com
1981-1985
Xerox 8010 Star (выпущена в 1981 году)
Это первая система, которая позиционировалась как полностью интегрированная, с приложениями и графическим интерфейсом. Она была известна как «The Xerox Star», позже переименована в «ViewPoint» и ещё позже переименована в «GlobalView».
Xerox 8010 Star, Источник: toastytech.com
Apple Lisa Office System 1 (выпущена в 1983 году)
Система также известна как Lisa OS, что в данном случае являлось сокращением от Office System. Она была разработана компанией Apple с целью использовать рабочую станцию для обработки документов.
К сожелению, система не состоялась, она была задавлена более дешёвой ОС Apple’s Macintosh.
Были обновления до Lisa OS, Lisa OS 2 в 1983 году и Lisa OS 7/7 3.1 в 1984, они обновляли саму систему, но не графический интерфейс.
Apple Lisa OS 1, Источник: GUIdebook
Apple Lisa OS 1, Источник: GUIdebook
VisiCorp Visi On (выпущена в 1984 году)
Visi On - первая система с графическим интефейсом, разработанная для IBM PC. Эта система была предназначена для больших корпораций и имела высокую стоимость. Графический интерфейс подразумевал использование мыши, система имела встроенный инсталлятор и систему справки и не использовала иконки.
VisiCorp Visi On, Источник: toastytech.com
VisiCorp Visi On, Источник: toastytech.com
Mac OS System 1.0 (выпущена в 1984 году)
System 1.0 - первая система с графическим интерфейсом, разработанная для Macintosh. GUI имел ряд признаков современной системы, будучи основанным на окнах с иконками. Окна могли передвигаться мышью, и файлы с папками копировались перетаскиванием в место назначения.
Apple Mac System 1.0, Источник: toastytech.com
Amiga Workbench 1.0 (выпущена в 1985 году)
В момент выпуска Amiga опережала своё время. GUI включал в себя такие вещи, как графику в цвете (четыре цвета: чёрный, белый, синий, оранжевый), преимущественную многозадачность, стереозвук и иконки с видом состояния (выбраны или не выбраны).
Amiga Workbench 1.0, Источник: GUIdebook
Amiga Workbench 1.0, Источник: GUIdebook
На снимках окна хорошо видно, что в курсоре есть ещё и красный цвет, но в статье это никак не отражено (dxnich).
Windows 1.0x (выпущена в 1985 году)
В этот год Microsoft «догнала и перегнала» конкурентов в их увлечении GUI и выпустила Windows 1.0, первую операционную систему, целиком и полностью основанную на графическом интерфейсе (несмотря на то, что ранее никто не рисковал настолько, чтобы совместить одно с другим). Особенностью системы были иконки 32×32 пикселей и цветная графика. Наиболее интересной особенностью (от которой позже отказались) была иконка с анимированными аналоговыми часами.
Microsoft Windows 1.01, Источник: makowski-berlin.de
Microsoft Windows 1.01, Источник: makowski-berlin.de
GEM (выпущен в 1985 году)
GEM (Graphical Environment Manager, Менеджер Графического Окружения) - GUI, созданный компанией Digital Research, Inc. (DRI). Изначально был создан для работы с операционной системой CP/M на микропроцессорах Intel 8088 и Motorola 68000, а позже был переработан для запуска и под DOS. Большинство помнят GEM как GUI для компьютеров Atari ST. Также он был использован в ряде компьютеров, совместимых с Amstrad’s IBM, был основой Ventura Publisher и некоторых других программ под DOS. Этот графический интерфейс был портирован и на другие платформы, но там не достиг популярности.
Источник: Wikipedia
1986 - 1990
IRIX 3 (выпущена в 1986 году, первый выпуск в 1984)
64-битная операционная система IRIX была создана для UNIX. Интересной особенностью её GUI являлась поддержка векторных иконок. И эта особенность была реализована в графическом интерфейсе задолго до появления Mac OS X.
В оригинале снимок достаточно похабного качества для его размера. Поэтому этот снимок был взят по ссылке. Есть мнение, что ссылка на источник тоже некорректна.
Silicon Graphics IRIX 3.0, Источник: osnews.com
GEOS (выпущена в 1986 году)
Операционная система GEOS (Graphic Environment Operating System, Операционная Система с Графическим Окружением) была разработана компанией Berkeley Softworks (позже GeoWorks). Изначально проектировалась для Commodore 64 и включала в себя графический текстовый процессор geoWrite и программу для рисования geoPaint.
Источник: Wikipedia
Windows 2.0x (выпущена 1987 году)
В этой версии управление окнами было существенно улучшено. Окна могли накладываться друг на друга, можно было изменять их размер, разворачивать на весь экран и сворачивать.
Microsoft Windows 2.03, Источник: guidebookgallery.org
Microsoft Windows 2.03, Источник: guidebookgallery.org
OS/2 1.x (выпущена в 1988 году)
Соразработчиками OS/2 изначально были IBM и Microsoft, но в 1991 году эти две компании разошлись, Microsoft использовала технологии для создания своего собственного Windows GUI, а IBM продолжила разработку OS/2. Графический интерфейс, используемый в OS/2, получил название «Presentation Manager». Эта версия GUI поддерживала только монохромные, фиксированные иконки.
Microsoft-IBM OS/2 1.1, Источник: pages.prodigy.net
Microsoft-IBM OS/2 1.1, Source: pages.prodigy.net
NeXTSTEP / OPENSTEP 1.0 (выпущен в 1989 году)
Стив Джобс (Steve Jobs) вышел на рынок с идеей создать совершенный исследовательский компьютер для университетов и исследовательских лабораторий. Позже идея была выделена в начинание, названное NeXT Computer Inc.
Первый компьютер NeXT был выпущен в 1988 году, однако значительное продвижение было сделано в 1989 году с выпуском NeXTSTEP 1.0 GUI, который позже был выделен в OPENSTEP.
Иконки интерфейса были больше (48×48) и содержали больше цветов. Изначально пользовательский интерфейс был монохромным, но версия 1.0 начала поддерживать и цветные мониторы. Снимок экрана ниже даст вам представление о том, как выглядел обновлённый GUI.
NeXTSTEP 1.0, Источник: kernelthread.com
OS/2 1.20 (выпущена в 1989 году)
Следующее лёгкое обновление GUI показало незначительные улучшения, но во многом. Иконки выглядели симпатичнее, а окна более сглаженными.
OS/2 1.2, Источник: pages.prodigy.net
Windows 3.0 (выпущена в 1990 году)
Этой версией Microsoft реализовал настоящие возможности графических интерфейсов и начал значительно их улучшать.
Сама операционная система поддерживала стандартный и 386 (расширенный) режим, который позволял ей использовать больше 640 КБ памяти и пространство жёсткого диска, что, в свою очередь, позволяло использовать большее разрешение экрана и лучшую графику, такую как Super VGA 800×600 и 1024×768.
Также, Microsoft нанял Сюзан Кэйр (Susan Kare) для разработки иконок для Windows 3.0 и придания одного стиля всему графическому интерфейсу.
Microsoft Windows 3.0, Источник: toastytech.com
Microsoft Windows 3.0, Источник: toastytech.com
1991 - 1995
Amiga Workbench 2.04 (выпущена в 1991 году)
Для этой версии GUI было сделано много улучшений. Была изменена цветовая схема и представлен 3D-вид. Рабочий стол мог быть разделён вертикально в экранах с разным разрешением и цветопередачей, что с современных позиций кажется несколько диким. По умолчанию использовалось разрешение экрана 640×256, но «железо» поддерживало и б0льшие разрешения.
Commodore Amiga Workbench 2.04, Источник: guidebookgallery.org
Mac OS System 7 (выпущена в 1991 году)
Mac OS версии 7.0 - первый Mac OS GUI, поддерживающий цвета. В иконки были добавлены едва различимые тени серого, синего и жёлтого.
Apple Mac OS System 7.0, Источник: guidebookgallery.org
Apple Mac OS System 7.0, Источник: guidebookgallery.org
Windows 3.1 (выпущена в 1992 году)
Данная версия Windows включала в себя предустановленные шрифты TrueType. Это впервые, но быстро сделало Windows функциональной платформой для подготовки публикаций.
До этого была ровно одна возможность добиться такой функциональности от Windows 3.0, а именно использовать систему шрифтов от Adobe - Adobe Type Manager (ATM). Вдобавок, это версия содержала цветовую схему Hotdog Stand, с яркостью оттенков красного, жёлтого и чёрного.
Эта цветовая схема помогала людям с разной степенью дальтонизма легче воспринимать текст/графику с экрана.
Источник: Wikipedia
OS/2 2.0 (выпущена в 1992 году)
Первый GUI, который получил международное признание, практичность и проверку на удобство. Весь GUI был разработан с использованием объектно-ориентированного подхода. Каждый файл и папка являлся объектом, который мог быть ассоциирован с другими файлами, папками и приложениями. Также графический интерфейс поддерживал перетаскивания и шаблоны.
IBM OS/2 2.0, Источник: toastytech.com
IBM OS/2 2.0, Источник: toastytech.com
Windows 95 (выпущен в 1995 году)
С версии 3.х пользовательский интерфейс был полностью переработан. Первая версия Windows, в которой в каждое окно была добавлена маленькая кнопка закрытия.
Команда дизайнеров добавила состояния (активно, неактивно, выделено, выбрано ит.д.) иконок и других графических элементов. Первый раз появилась знаменитая кнопка Пуск.
Это был огромный шаг вперёд для Microsoft, как в плане самой операционной системы, так и в плане унификации GUI.
Microsoft Windows 95, Источник: guidebookgallery.org
Microsoft Windows 95, Источник: guidebookgallery.org
1996 - 2000
OS/2 Warp 4 (выпущена в 1996 году)
IBM выпустила OS/2 Warp 4 со значительными внешними изменения на рабочей области.
Иконки были помещены на рабочий стол, там же можно было создавать другие файлы и папки. Появился шредер, по аналогии с корзиной Windows или Mac OS, с той разницей, что файлы удалялись напрямую, без возможности восстановления.
IBM OS/2 Warp 4, Источник: toastytech.com
IBM OS/2 Warp 4, Источник: toastytech.com
Mac OS System 8 (выпущена в 1997 году)
По умолчанию в данной версии пользовательского интерфейса были 256-цветные иконки. Mac OS 8 была одной из первых, кто начал использовать изометрические иконки, также называемые псевдо 3D иконками. Платиновая серая тема, используемая здесь, стала торговой маркой для будущих версий графических интерфейсов.
Apple Mac OS 8, Source: guidebookgallery.org
Windows 98 (выпущена в 1998 году)
Стиль иконок - практически такой же, как и в Windows 95, но в целом для отображения GUI мог использовать больше, чем 256 цветов. Windows Explorer изменился почти полностью и первый раз появился «Active Desktop».
Microsoft Windows 98, Источник: toastytech.com
KDE 1.0 (выпущен в 1998 году)
Вот как команда разработчиков KDE описывает проект в предверии выпуска версии 1.0: «KDE это удобное для работы в сети, современное окружение рабочего стола для рабочих станций UNIX. KDE стремится заполнить образовавшуюся нишу удобных интерфейсов для рабочих станций Unix, таких как окружения рабочих столов MacOS или Window95/NT. Полностью свободная и открытая вычислительная платформа, доступная всем, в том числе и для модифицирования исходного кода.»
Источник: Wikipedia
BeOs 4.5 (выпущен в 1999 году)
Операционная система BeOS была разработана для персональных компьютеров. Изначально написана Би Ином (Be In) в 1991 году, для работы на оборудовании BeBox. Позже разработка была продолжена для совместимости с более новыми технологиями и оборудованием, а именно, была введена симметрическая мультиобработка, использующая модульную полосу пропускания ввода/вывода, распространяющаяся многопоточность, преимущественная многозадачность и своя 64-битная журналируемая файловая система, известная как BFS. Графический интерфейс BeOS разрабатывался по принципам чистоты и ясности, нешумного внешнего вида.
Source: Wikipedia
GNOME 1.0 (выпущен в 1999 году)
Рабочий стол GNOME разрабатывался, в основном, для Red Hat Linux, а позже был сделан и для других дистрибутивов Linux.
Red Hat Linux GNOME 1.0.39, Источник: visionfutur.com
2001 - 2005
Mac OS X (выпущен в 2001 году)
Ранее, в 2000 году Apple анонсировала новый интерфейс Aqua и в году 2001 компания выпустила его со своей новой операционной системой Mac OS X.
Обычные иконки 32 x 32 и 48 x 48 пикселей были изменены на большие, 128 x 128 пикселей, сглаженные и полупрозрачные иконки.
После выхода данного GUI последовало много критики. Видимо, пользователи были не до конца готовы к таким большим изменениям, но очень скоро они привыкли к новому стилю и сегодня этот интерфейс является основой всех операционных систем Mac OS X
Apple Mac OS X 10.1 Источник: guidebookgallery.org
Windows XP (выпущена в 2001 году)
Тенденция Microsoft - полностью менять GUI с выходом каждой новой операционной системы, и Windows XP не была исключением. Сам интерфейс - с поддержкой смены оформления, пользователи могли сами менять внешний вид системы. Иконки 48 x 48 по умолчанию, с поддержкой миллионов цветов.
Все прекрасно помнят, как она выглядит. Не будем утяжелять и так тяжёлую страницу :)
Microsoft Windows XP Professional, Источник: guidebookgallery.org
KDE 3 (выпущен в 2002 году)
K Desktop Environment был значительно улучшен с версии 1.0. Была отшлифована вся графика и иконки и учтены все пожелания пользователей.
KDE 3.0.1, Источник: netbsd.org
2007 - 2009 (наши дни)
Windows Vista (выпущена в 2007 году)
Это ответ Microsoft на соревнование интерфейсов. В GUI включено очень много 3D и анимации. Со времён Windows 98, Microsoft всегда пыталасьулучшить рабочий стол. С Windows Vista были реализованы виджеты и несколько улучшенная замена активного рабочего стола.
Microsoft Windows Vista, Источник: technology.berkeley.edu
Mac OS X Leopard (выпущен в 2007 году)
В шестом поколении Mac OS X Apple в очередной раз улучшил графический интерфейс. Основной GUI - всё ещё Aqua c привлекательными полосками прокрутки и платиновым серым и синим цветами. Новые особенности GUI - это больше псевдо-3D объектов, трёхмерного вида панель, намного больше анимации и интерактивности.
Apple Mac OS X 10.5 Leopard, Источник: skattertech.com
GNOME 2.24 (2008)
GNOME приложил много усилий, создавая темы и другую графику для версии 2.2.4, так как целью является «сделать компьютер привлекательным». Был проведён конкурс для отбора наиболее успешных фонов рабочего стола, которые предоставили сторонники для версии 2.24.
Источник: gnome.org
KDE (v4.0 январь 2008, v4.2 март 2009)
В четвёртой версии K Desktop Environment сделано большое количество новых улучшений GUI, таких как анимирования, сглаживания, рациональное управление окнами и поддержка виджетов рабочего стола. Размер иконок регулируется проще, да и практически все элементы внешнего вида стало проще конфигурировать. В несколько самых достойных внимания изменений входят новые иконки, темы и звуки, предоставленные Oxygen Project. Иконки более фотореалистичны. Это определённо самое большое улучшение по сравнению с предыдущими версиями KDE. Теперь KDE может быть запущен на платформах Windows и Mac OS X.
Источник: Wikipedia
Acknowledgments
- Huge thanks to Guidebook for the continuous work on GUI design. http://www.guidebookgallery.org/
- Also, big thanks to Nathan Toasty’s graphical user interface gallery. http://toastytech.com/guis/index.html
Written and compiled exclusively for WDD by Gyorgy Fekete.
What do you think of the evolution of these designs? What other improvements would you like to see? Please share with us…
Комментарии
DwarfRka
#cid89
Ответить
вот бы еще картинки....
#cid105
Ответить
Блин.
Картинки были, я их по-честному: к себе не копировал, а вставлял ссылки на оригинал. Похоже, зря.
На днях исправлю, спасибо!
Wirus
#cid507
Ответить
Вы, что дибилы что ли всякую хрень писать, хакеры недоделанные!!! Лучше побольше "картинок". Заранье вам благодарен. спасибо.
НЕЗНАЮ
#cid508
Ответить
DwarfRka, я с тобой обсолютно согласен, а у dxnich ОШИБКА!!!
#cid509
Ответить
DwarfRka говорила (говорил?:) про ситуацию, когда у меня слетели все картинки, с тех пор все картинки возвращены на свои места!
Хде?!
Илья
#cid1741
Ответить
Windows 95 тоже могла совершенно спокойно работать с больше, чем 256 цветов. До 32-битного цвета.
"Active Desktop" назван "рабочим столом в нынешнем понимании". Неубедительно. Большинство пользователей Active Desktop не используют и не знают, что это такое. Он выключен по-умолчанию во всех версиях Windows.
#cid1743
Ответить
«The icon styles were almost the same as in Windows 95, but the whole GUI could use more than 256 colors for rendering.»
Как перевести по-другому?
Мой косяк. «Остапа понесло».
Поправил, спасибо.
imen
#cid13145
Ответить
А почто в списке IRIX есть, а тема CDE совсем не раскрыта (вопрос особенно интересен в реалиях OpenMotif => OpenCDE)?
#cid13154
Ответить
Не знаю. Это ж просто перевод.
imen
#cid41178
Ответить
С учётом наличия фактов перевода и переноса, а также очевидной пристрастности аффтара оригинала, я бы не поленился с соответствующей пометкой добавить картинки CDE.
Наилучшим же показателем "объективности" является то, что он смог асилить ажно треть из наличных DE (даже без учёта некромантии).
И совершенно нисмог асилить того факта, что в OpenSource пользователь не ограничен выбором из DE (а с учётом последних тенденций GNOME/KDE альтернативные решения израдно прибавили популярности).
#cid41213
Ответить
#cid41178, imen
Дополнение скоро будет, работы ведутся.
imen
#cid41447
Ответить
Список существенных пропусков:
Вынь 95/98 разделены, но тема NT (3.1/3.5/4.0 и вынь2000) не раскрыта.
Также аффтар исходной статьи почему-то полагает, что в фрюниксах гуёв отличных от DE не бывает. А список DE сводится к паре GNOME/KDE (но даже здесь тема ставшего популярным мемом KDE2 не раскрыта).
Что "несколько" не соответствует действительности.
Полагаю необходимым дополнить список хотя бы WindowMaker/AfterStep, чем-нибудь из *box'ов (например OpenBox), популярным мемом (awesome), XFce, LXDE.
И хотя бы упомянуть о битве гигантов в загробном мире (TDE vs Mate).
Александр
#cid42687
Ответить
Статья конечно хорошая, хотя и явно "неполная", но для интересующихся - хорошая основа, чтобы рыть дальше :)
Автору огромный респект, и если будет охота - все таки раскрыть плотнее темы GNOME (приведенные скрины gnome-2.Х наталкивают на мысль об убогости этого ДЕ).
Вот мои скрины для Ubuntu 9.10-10.04, на gnome 2.2.XX:
http://storage0.static.itmages.ru/i/10/0126/h_1264522033_8ef76f.png
http://storage0.static.itmages.ru/i/10/0306/h_1267913974_1f8e9ec54c.png
http://storage7.static.itmages.ru/i/12/0929/h_1348919649_7960304_980fc10d5e.png
http://storage9.static.itmages.ru/i/12/0929/h_1348919694_6118191_83494869d1.png
http://storage2.static.itmages.ru/i/12/0929/h_1348919736_1811690_d62b5c5eb6.png
Александр
#cid42688
Ответить
Или вот еще gnome3 (Ubuntu 12.04)
http://storage5.static.itmages.ru/i/12/0904/h_1346771244_1482005_93161e60c8.png
Если нужно - обращайтесь, из гнома, опенбокс, LXDE скринов наделаю :)
ksr-alex@mail.ru
#cid42728
Ответить
#cid42687, Александр
Это ж просто перевод. Все снимки взяты из оригинальной статьи, а указанные данные не проверялись.
По-моему, я только одно явное несоответствие исправил, в смысле скрин заменил.
Готовлю продолжение, с современными DE. Пока не определился — сделать новую заметку или добавлять сюда.
Встречное спасибо за скрины! С разрешения — выложу.
Если есть хорошие снимки настроенного openbox и LXDE — смело засылай на info@it-simple.ru. То, что гуляет по сети — отвратного качества, а людям хочется дать нормальное представление.
Авторство будет указано в обязательном порядке.
imen
#cid42748
Ответить
#cid42728,
Есть мнение, что в статье отсутствует чуть менее чем до фига более древностей. И не только OpenSource (аффтар статьи даже с мемом не знаком, тема KDE2 не раскрыта), но и проприетарщины в виде стандарта (Common Desktop Environment).
Однозначно отдельной заметкой.
Причём начинать необходимо с того, на что любит справедливо указывать тов. Альв (концепций работы с графическим интерфейсом: традиционный в Х11 подход мягко говоря непривычен для пользователей альтернативной ОС, хотя по состоянию на сейчас может использоваться и в данном качестве).
Стоит ли давать ссылку на в общем весьма наивное, но местами небезынтересное обсуждение?
Вопрос: что (и как) стоит показать? Особенно из WM'ов.
И необходимо помнить, что стандартный вид часто (обычно) не описывает всех возможностей, но решает задачу недопущения разрыва шаблона пользователя альтернативной ОС.
Могу поделиться картинками XFce (4.10, но если по архиву порыться, может что подревнее сыщется) и по старой памяти AfterStep (с наглядной иллюстрацией одной из фич Х11).
Linux'оид
#cid89418
Ответить
Мда.... KDE и GNOME вроде как бы уже до 2009 на голову обогнали не только висту но и винду 7;-) до макоси только по качеству графики и шрифтам не дотянули. И хоть бы слово про количество рабочих столов! Как раз из всех осей только хвалёная винда так и обходится одним! (а если ставить софтины, то они убогие)
Linux\'оид
#cid89419
Ответить
Ну и стоило упомянуть, что что идея GUI+мышь как эйплом, так и майкрософтом была нагло ворована у компании Xerox.