Задала учительница по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.

Ну а что — тема «предпринимательство», пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то — модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот — урок, презентации.

Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренёк, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учёта и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.

И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.

— Все вы, — говорит она одноклассникам, — начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.

По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?

— Условия у меня такие, — продолжает девочка, — каждый может взять любую сумму под 20% годовых.

— Как любую? И миллион можно? — вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.

— Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите: в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст — забираю имуществом.

— Чо, весь бизнес отберёшь? — возмутилась, алея щеками, толстая отличница.

— Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.

— Нормальные условия. Даже отличные, — взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, — я согласен.

За ним все закивали голосами — такой добрый и щедрый банк всем понравился.

— Ну вот, — продолжила тихая «банкирша», — в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс ещё пятую часть горы. А у вас на руках — только гора. 20%, которые я потребую сверху, не существуют в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.

За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будет и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.

Следующий год — ещё 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.

Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.

— Нафиг такой банк, — первым ожил второгодник Вовочка, — без банка обойдёмся.

— Точно! — зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, — без банков и денег обойдёмся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.

— И как ты расплатишься за мороженое, — искренне удивилась «банкирша», — каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет — будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, — «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, — согласна она кедами оплату принимать.

— А мы будем друг другу расписки писать! — нашёлся айтишник.

— Хорошая идея, — согласно кивнула «банкирша», — и через три дня у каждого будет во-от-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?

Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.

— Это, — вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, — Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?

— Конечно, — пожала плечами девочка. Это же элементарно.

— Тогда это… — Вовочка сопел, теребил ногтём характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, — Иванова, возьми меня на работу. Если кто своё отдавать за долги не будет — я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дёрнулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.

— Хорошо, — тут же согласилась «банкирша», — будешь силовым ведомством.

— Не, — промычал Вовочка, — давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!

«Банкирша» ещё раз кивнула и обратилась к совсем не весёлой веселушке:

— Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты всё равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.

— А мне что делать? — осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.

— Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня — учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет ещё кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля — 10% от моей, всё честно.

— А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? — повеселела веселушка.

— Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа всё равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я — хозяйка.

— Нафиг такую хозяйку, — булькнула сквозь полные щёчки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.

— МарьПална, — повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, — и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по-другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?

В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.

Грянул спасительный звонок.


Еге
2014.02.05 16:31:37
#cid86256

Ответить

Забыл осветить вопрос об капитализации через добавленную стоимость

imen
2014.02.12 17:55:50
#cid86599

Ответить

Философские категории природы денег и физического смысла эмиссии тоже было бы неплохо хотя бы обозначить.

imen
2014.02.22 15:38:14
#cid87152

Ответить

Злободневный комментарий на Столетии:
«Сейчас полным ходом идет подготовка к переходу к новой мировой валюте - мировому доллару, с монетным двором,понятно, в США. Старый US$ им уже больше не нужен. Готовится стратегическая операция по радикальному переделу мира и, прежде всего, финансового. Американцы желают начать новую жизнь без долгов, но по прежнему за счет других. Именно по этому золото всего мира бесследно исчезло в US хранилищах. В ближайшие месяцы по плану рухнет евро. Доллар, перед тем как исчезнуть, вновь на короткое время (на 2-3 месяца)станет ведущей валютой. Разразится новый галопирующий кризис. И вот тогда США выступят спасителем западных ценностей. Будет объявлен нулевой принцип долгов (только государственных, а не частных, что не освободит самих людей во всех странах от долгов) для всех кто примет единую мировую валюту отказавшись от собственной. Таким образом Россия и Китай станут перед фактом - забыть о том, что им кто-то и что-то должен и жить на условиях США. Китай выберет свой путь, а вот что выберет руководство России - это исторический вопрос. Сидеть на двух стульях больше не получится и придется решать и показать своему народу кто ты и с кем ты. В ультимативной форме кинут всех владельцев западных счетов, чтобы заставить эту пятую колонну выступить единым фронтом за принятие решения в пользу США. В какие события это выльется мы скоро увидим. Все это произойдет в этом году.»
Пруф. (статья): http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/_vladimir_polevanov_pered_tem_kak_umeret_dollar_gromko_khlopnet_dverju_991.htm

imen
2015.06.29 21:05:25
#cid90727

Ответить

Данный текст, правда под другим названием («Как бы Сказка о школьном кредите») с тем же указателем происхождения (распространённый в Сети памфлет неустановленного автора) цитируется в книге (тоже памфлете) Дениса Соколова «Чёрные буйволы бизнеса».
http://denisrus.ru/
Независимо от первичности пропускать эту ссылку неправильно.

Саня
2015.07.01 11:35:51
#cid90732

Ответить

Не освещен вопрос конкуренции. Другим что мешает поменять в своем бизнес-плане пару пунктов, в которых, помимо основного бизнеса, добавятся слова о создание своего банка?

imen
2015.10.03 12:32:34
#cid90999

Ответить

#cid90732, Саня

Не освещен вопрос конкуренции. Другим что мешает поменять в своем бизнес-плане пару пунктов, в которых, помимо основного бизнеса, добавятся слова о создание своего банка?

Ты хотел сказать, что не раскрыта тема главной «естественной монополии» — монополии на денежную эмиссию?
Обоснование необходимости не относится к знаниям, положенным профанам.
Но смотри признаки в виде наказаний для фальшивомонетчиков.
Один из прекраснейших примеров — последняя казнь женщины в просвещённо-гуманных землях режима старейшей демократии.

Виталий
2015.10.04 11:39:54
#cid91007

Ответить

Для закрытой системы выводы верные. Если допустить наличие в системе ЦБ, а не только комбанки, то возможен вариант и возврата долга, и получения прибыли.

Гость
2015.10.04 12:42:03
#cid91008

Ответить

Что будет есть банкирша, пока ждет проценты?
Чем обеспечит свои деньги?
Что она сделает, если совокупный произведенный продукт оценят дороже произведенной массы, и половина сделок будет оформлена как бартер?

imen
2015.10.09 22:43:30
#cid91025

Ответить

Товарищи напомнили, что этот урок можно интерпретировать как современный пересказ давного памфлета Larry Hannigan'а — «Хочу весь мир и еще 5 процентов» (1971) (и по мне заслуживает выноса в отдельную заметку с приложением иллюстраций).

Полный текст в комментарий не лезет, доступен например по ссылкам:
http://scisne.net/a-1395
http://www.larryhannigan.com/EarthPlus.htm