Суровое сравнение технических характеристик двух программ, с беспристрастным описанием их плюсов и минусов, оставим на другой раз. Сейчас — просто история.
Есть организация. По роду деятельности организация обменивается просто гигантскими объёмами электронной почты. За месяц количество переписки, как входящей, так и исходящей, может достигать гигабайта. То есть — гигабайт входящих писем и гигабайт исходящих. Для одного пользователя.
Mozilla Thunderbird
У всех сотрудников установлен почтовый клиент Thunderbird (он же Сандербёрд). Один из критериев такого выбора — простой и понятный способ хранения почтовых данных:
-
Адресная книга — в LDAP или отдельным файлом. Настройки программы — отдельным файлом. Настройки ящиков — тоже. Все файлы текстовые и редактируются простым блокнотом. Плюс, грамотное профилирование (в смысле — разделение профилей).
-
Письма хранятся в формате mailbox. То есть — внутри большого текстового файла, в исходном текстовом виде, цепочкой, одно за другим. И если вдруг винт протрётся где-то посередине этого файла (появятся битые блоки), почту можно будет восстановить легко и полностью — за исключением информации, оказавшейся непосредственно на дырке.
-
Структура mailbox-файлов на жёстком диске полностью повторяет структуру каталогов с письмами изнутри программы. Очень удобно.
Словом, отдел ИТ покорила та простота и непринуждённость, с которой почта, жизненно важная для работы организации, перемещается с места на место и восстанавливается после сбоев. Про остальные плюшки молчу, это отдельная песня.
Но.
Microsoft Outlook
Одна из "ключевых" сотрудниц, правдами и неправдами выторговала себе MS Outlook (он же Аутлук, и попрошу не путать с Аутлук Експрессом). Чем не понравился Сандербёрд? Дословно — "тем, что это не Аутлук". Никаких внятных объяснений и агрументов не было.
Вобщем, отдел ИТ снял с себя всю ответственность за неизбежные фатальные последствия, и Аутлук ей был поставлен.
Обращения в техподдержку начались незамедлительно. Вот лишь несколько ключевых примеров:
"Не принимаются / не отправляются письма"
Аутлук отправляет (и принимает, кстати) письма через очередь. Если Аутлук по какой-то причине не может принять письмо с сервера, то следующее письмо в очереди не будет принято никогда (дежавю). И если вдруг письмо оказалось битым — ну, или, по крайней мере, если Аутлук его так воспринимает — то для восстановления нормальной работы надо 1) зайти на сервер; 2) найти интуитивным способом "зависшее" письмо; 3) удалить его.
Как показала практика, все эти операции можно сделать локально, не насилуя почтовый сервер. С помощью Сандербёрда, для которого "битых писем" не бывает.
"Изредка входящие письма падают в папку «Отправленные»"
Аутлук хранит все настройки в реестре, а адресную книгу и все письма — вперемешку, в одном-единственном файле "outlook.pst" ("%userprofile%\Local settings\Application data\Microsoft\Outlook" в ХР). Это рабочий файл, он адски анально огорожен, и только пьяному ежу известно, как оно там устроено внутри. Кстати, на случай повреждения этого файла (см. "битый блок") есть утилита от микрософта для его восстановления, которая не поставляется вместе с Аутлуком и не умеет восстанавливать повреждённый файл. Про почту можно забыть.
Глюк проявился не сразу, а в момент, когда рабочий файл стал достаточно внушительного размера. И хер его знает почему он возник, ведь разобраться не представляется возможным (см. "анальный огород").
Посоветовали периодически проверять "Отправленные", на предмет входящих писем.
"Тормозит компьютер"
Постоянно растущий рабочий файл — растёт не последовательно, а фрагментами. Вместо того, чтобы дописывать новые данные физически в конец файла, система пихает их куда попало, по всему диску. Это тянет за собой фрагментацию и всех остальных файлов: у них просто нет шансов записаться на раздел одним куском. Опять же, журнал NTFS, который "$UsnJrnl", тоже оказывается размазан, что производительности ну никак не добавляет.
И если другие программы в таких условиях более-менее справляются, то почтовый клиент от микрософта, работающий с огромным, неконтролируемым файлом дикого формата от микрософта, на операционной системе от микрософта — вешает всю систему наглухо.
Очистили и пересоздали журнал. Сделали дефрагментацию.
"Куда девается свободное место?"
Аутлук умеет создавать архивы. По идее, они нужны для того, чтобы уменьшить размер рабочего файла и тем самым немного разгрузить систему.
Когда Аутлук архивирует 10 гигабайт входящей и отправленной почты, архивный файл "archive.pst" увеличивается на те же 10 гигабайт (что логично), но рабочий файл "outlook.pst" при этом уменьшается только на 2 гигабайта (что ни в какие рамки). И Аутлуку абсолютно насрать на любые возможные чистки/удаления/сжатия и переиндексирования: не помогает ничего, бороться невозможно. Когда спохватились — файлы Аутлука уже начали налезать на резерв MFT.
Перенесли почту с системного раздела на дополнительный, повышенного размера.
"Тормозит компьютер". Дубль 2.
Так как рабочий файл изменяется ниппельным образом — то бишь, увеличивается со временем, но не уменьшается при архивировании — настал момент, когда Аутлук стал захлёбываться от его размера.
Идея переименовать рабочий файл (например, в "outlook1.pst") в расчёте, что Аутлук при запуске создаст новый, пустой и чистый (а старый мы подключим позже) оказалась верхом наивности. Аутлук сообщил, что файла нет, после чего открыл диалоговое окно для выбора .pst-файла. При указании несуществующего имени — немедленно сообщил, что файла нет. И вырубился.
Помогло создание рабочего файла спецтулзой от микрософта, из "Панели управления".
Итого: Два архивных файла, в одном 20, в другом 15 гигабайт и новый рабочий файл. Пока не тормозит. Уже целую неделю.
А с очередью отправки/получения и размещением входящих в «Отправленные» — всё в порядке: и зависает, и размещает. И файлы фрагментирует не торопясь.
Снова Thunderbird
Так вот. К чему это я. На днях обратилась другая сотрудница, с просьбой посмотреть компьютер, а то у неё "начала немножко тормозить почта". Напоминаю: у всех остальных, в том числе и у этой "другой сотрудницы", стоит Сандербёрд.
Зашли на компьютер. Стали смотреть.
В структуре каталогов Сандербёрда — 54 почтовых файла, включая стандартные, архивные и созданные пользователем. Общий объём почты — 66 гигабайт. 8 предельных архивных файлов, по 4 гигабайта в каждом. Каждый из таких файлов разбит системой Windows и файловой системой NTFS примерно на 8-10 тысяч (!) фрагментов. Серьёзно фрагментирована MFT.
И Сандербёрд при всём при этом "начал чуть-чуть подтормаживать".
— Доктор, помогите. Мы когда с женой сексом занимаемся, у неё в правом боку колет.
Доктор осмотрел жену:
— Знаете, с вашей женой всё в порядке. Давайте теперь осмотрим вас. Раздевайтесь.
Мужик снимает штаны, а там болт до колена и толщиной с кулак.
Доктор:
— Первый раз такое вижу. Да вам с таким хером надо коней ебать!
— Не, доктор. Кони дохнут. А у жены только в правом боку колет.
Да, совсем забыл. На компах обеих сотрудниц — Windows XP. Компьютер с Аутлуком примерно раза в полтора мощнее другого, который с Сандербёрдом. При одинаковой нагрузке и одинаковом наборе дополнительных программ.
Покупайте продукты компании Микрософт!
Комментарии
imen
#cid54200
Ответить
Чисто справедливости для отмечу здесь замечание по Птице одного известного в определённых кругах дэва (помним, что работать с почтой можно не только по протоколу POP3, но и по протоколу IMAP):
При одинаковом размере (ЕМНИП упоминалось порядка десятков тысяч писем, IMAP) "папки", когда Thunderbird "умирал", с Kmail'ом можно было нормально работать.
ЗЫ: Аутглюк денег стоит. Тема цены не раскрыта.
ЗЗЫ: Заставить его работать с адресной книгой по стандарту LDAP (без проприетарного несовместимого расширения AD) благополучно... провалилась. Может быть от того, что ветка была не простая, а требовала авторизации?..
#cid54237
Ответить
#cid54200, imen
Это был бы удар ниже пояса. Рассматривалось только удобство работы, с точки зрения гемора для пользователя. Видишь, я даже постарался "под капот" особо не заглядывать: только когда надо пояснить суть проблемы.
imen
#cid54273
Ответить
Памятник FAT32?
#cid54237,
Оно конечно да...
Но ещё и _необходимо_ требование нормализации.
Дык последние нововведения проприетарного ПО (типа "добровольной" активации честно купленных программных продуктов, с привязкой оного к железу) отражаются и на удобстве работы пользователя.
Мог бы хотя бы обозначить фактор платформы (для СПО Window$ является вполне чуждой средой, портирование в которую требует костылей и часто производится абы как, по остаточному принципу).
А тут по косвенным признакам приходится догадываться, о том, что в обоих случаях в качестве ОС выступает Window$ (и здесь с точки зрения удобства пользователя необходимо вспомнить о практической невозможности приобретения ставшей привычной ХРени, перспективе окончательного списания оной в начале 2014 года и необходимости "добровольного" освоения интерфейсных новшеств как минимум семёрочки, а скорее даже восьмёрочки).
#cid54288
Ответить
#cid54273, imen
Хз. Один из косяков Сандербёрда, который никак не поправят (и неизвестно, собираются ли поправлять). Файлы mailbox не могут быть больше 4 гигабайт. Причём, это именно ограничение Сандербёрда, а не файловой системы, и вносит определённые неудобства в работе.
Самое интересное, что при работе с IMAP-папками такого косяка нет, файлы могут быть любого размера.
Стоимость программы — это одно, привязка к железу — другое, удобство при работе — третье. Оно, конечно, немного связано друг с другом, но всё-таки это разные вещи.
Ну, Аутлука для линукса нет, а Сандербёрд на обеих платформах работает примерно одинаково. Кстати, это ограничение файлов mailbox в 4ГБ — есть и на линухах.
Несмотря на то, что ХР осталось жить типа год — она активно используется в организациях, и по любому будет использоваться после официального слива микрософтом.
Во-первых, виндуз 7/8 не работает на "слабых машинах", поэтому обновление системы потянет за собой обновление и железа. А 2-3 миллиона лишних денег найдётся не у каждой средней организации. Во-вторых, ХР и 2003 — наиболее подходящие системы для установки на ВМ.
Добавил в заметку, что люди сидели на ХР.
imen
#cid54291
Ответить
#cid54288,
Стандартно: номер бага в трекере апстрима в студию!
Ограничение в виде стоимости владения — сущность вполне материальная.
А особенности... сопровождения уже напрямую связаны с удобством работы конечного пользователя.
Согласись, что это проблема аутглюка.
Опять же: можно извратиться с wine'ом (ведь живёт же в оном Infernet Exploder)...
Но на родной платформе у него достаточно много конкурентов.
А на альтернативной — разве что заебат и аутглюк с экспрессом.
Нет бага — нет проблемы!
...как и 2000.
Можно пойти по пути Мюнхена.
Особенно в случае осведомлённости о справедливости тезиса тов. Федорчука.
У кого они (лишние деньги) найдутся?
Это песня из оперы "Window$ в качестве сервера"?
#cid54296
Ответить
#cid54291, imen
Повторяю: мне неизвестно, собираются ли поправлять. Следовательно, я и номера в багтрекере не знаю. Не интересовался.
Речь была об удобстве в повседневной работе. Покупка программы и её активация не относится к повседневным вещам.
Это ж как надо любить Аутлук, чтобы поставить его в линухах на вайн! Ни разу такого изврата не видел :)
На то нужна воля и здравый смысл. А с этим, походу, серьёзные проблемы.
Например, у всяких мерчендайзеров хуелизинга, которые вписаны в распределение средств "с трубы". Но это уже совсем другая история.
Не только. Иногда люди работают на линухах, но ХР держат рядом, на том же ВитруалБоксе, для периодического запуска спецсофта. ХР и 2003 достаточно лёгкие и удобные для гостевой системы ВМ.
imen
#cid54341
Ответить
#cid54296,
Есть особенность, реализации, с которой лично ты сталкивался и которая вносит определённые неудобства в работе.
Но ты не отрапортовался в баг-трекере апстрима.
Это категорически неправильно.
Ибо обратная связь - цена пользования OpenSource.
Однако интеграция в логику программы фичи проверки активации оказывает существенное влияние на программу в целом и через то на повседневную работу.
Не говоря о false positives (активация может и "слететь", и вероятность данного события не равна нулю).
Энциклопедия методов пропаганды, эффект первичности. Смирение с перспективой перехода на семёрочку я уже наблюдаю.
Однако уже в них была интегрирована активация.
David
#cid89744
Ответить
Умел бы Thunderbird ещё с exchange работать...
#cid89745
Ответить
#cid89744, David
Умел бы Эксченьдж ещё работать...
imen
#cid89758
Ответить
#cid89745,
Если бы это было препстствием… для особо одарённых рукой.водителей в деле утверждения оного в качестве корпоративного стандарта электронной почты…
imen
#cid89759
Ответить
#cid89744, David
Во-первых, иксченьдж нинужен!
Во-вторых, для особых извращений есть http://davmail.sourceforge.net/
Но правильнее _требовать_ (!) с майкрософта адекватной поддержки открытых стандартов.
imen
#cid91906
Ответить
В текущем ESR mail-client/thunderbird (52.2.0) наблюдал другую… особенность реализации: если размер профиля превышает остаток свободного места на диске — есть вероятность столкнуться с не вполне очевидной ошибкой сжатия «папок».
imen
#cid91911
Ответить
Как внезапно показала практика, аутглюк-экспресс в helo пишет имя пользователя.
Что, при наложении на стандартные проверки postfix'а, если адрес рабочей станции не попадает в диапазон локальной сети, приводит к сюпризам для пользователя:
imen
#cid91913
Ответить
Дальше интереснее.
Как показывает практика, последний аутглюк-экспресс может отправлять почту через postfix-2.10.1 (в сборке Enterprise Linux) вовне только с адресов диапазона $mynetworks.
Костыли в конфиге (broken_sasl_auth_clients = yes) не помогают (или недостаточны).